Какой ислам нужен казахам? |
25 Августа 2011г. |
Автор: caravan Последние события на западе Казахстана, так называемые самоподрывы, вскрыли существующие внутренние противоречия не только в социальной сфере, но и в умме – сообществе верующих. Казахстанцы убедились в том, что мусульманское общество в стране неоднородно и порой весьма противоречиво. Традиции ханафитского мазхаба (одна из четырех школ шариатского права в исламе, веками складывавшихся на территории Казахстана) сегодня вытесняются деструктивными, чужеродными силами. Насколько это опасно для общества? И можно ли просто отмолчаться, сославшись на то, что у нас светское государство? Об этом мы беседовали с ведущим экспертом Центра Первого Президента и внутренней политики Института мировой экономики и политики (ИМЭП) при Фонде Первого Президента Канатом КАНАФИНЫМ. – Кто сегодня должен бросить вызов деструктивным сектам в Казахстане? Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК), Агентство по делам религий или общественные организации в виде Союза мусульман? – До 1991 года в СССР существовало Духовное управление мусульман Средней Азии и Казахстана со штаб-квартирой в Ташкенте. Но так как идеология была под управлением государства, оно выполняло чисто представительские функции. Хотя эта структура была создана по образу и подобию Священного синода Русской православной церкви, но при этом совершенно не обладала такой же силой влияния. Когда Союз распался, в каждой отдельной республике Средней Азии и в Казахстане было создано собственное Духовное управление мусульман. Однако вследствие того, что население самого Казахстана было весьма неоднородным (по переписи 1989 года казахи составляли меньшинство, а мусульман было и того меньше), ДУМ в Казахстане не имело какой-либо легитимности. После обретения республикой независимости молодежь стали отправлять в мусульманские страны для получения духовного образования. ДУМК не могло контролировать этот процесс и как-то на него влиять. А молодежь, возвращаясь, начала активно пропагандировать тот ислам, который ей внушали в чуждых нашей традиции духовных заведениях. Благодаря таким “деятелям” в Казахстане появились женщины в никабах, хотя казашки в степи никогда не облачались в подобные одеяния. А молодежь, посещавшую проповеди этих “миссионеров” и “учителей”, стали тайно и явно призывать к джихаду (отдача всех сил и возможностей ради торжества ислама). Кафиры и аруахи– Последователи салафизма в Казахстане сегодня часто говорят о так называемых кафирах.Кого они имеют в виду? – Кафирами, или неверными, по их понятиям, считаются все, кто “неправильно” – опять же с их точки зрения – соблюдает обряды ислама, все отошедшие от так называемого “чистого ислама” мусульмане. К примеру, отдельные радикалы обвиняют казахов в том, что они “плохие” мусульмане, поклоняются могилам умерших (аруахи), не исполняют в точности все обряды, такая точка зрения особенно распространена среди салафитов. К сожалению, приходится констатировать – у этих людей, которые пришли к нам не откуда-то, а из народа, но забывших традиции предков, как ни странно, очень мало знаний об исламе. Набравшись “вершков”, они претендуют на право обвинять и порицать кого-либо, категорично навешивая ярлыки, забывая, что право судить, по исламу, принадлежит только Всевышнему. К слову, учение Абу Ханифы, основателя ханафитской школы в исламе, которая традиционно присутствует на территории Казахстана, как раз направлено на нейтрализацию подобной практики. Живя в условиях постоянных войн из-за разногласий в исламе, имам постоянно повторял: никто не вправе судить другого человека, даже если он, по меркам общества, пал слишком низко. Поэтому сегодня уже нельзя просто отсиживаться, как это делает ДУМК, отдав инициативу на откуп некоторым сомнительным общественным деятелям и организациям. Что касается государства, то оно должно четче излагать свою позицию в отношении религии. И не вводить в оборот новые понятия в виде “умеренного”, “модернизированного” и прочего ислама, а, используя ситуацию, когда в стране идет подъем духовного сознания, возрождать традиции ханафитской школы. В этом вопросе не нужна кампанейщина, которой сегодня пытаются заняться многие чиновники. Имамов на всех не хватает– Есть ли в Казахстане как таковое духовенство? – У нас есть университет “Нур-Мубарак”, который ежегодно выпускает 50–60 молодых имамов. Однако их все равно не хватает, чтобы охватить весь Казахстан. А свято место пусто не бывает. Вот и получается, что иногда умами людей овладевают радикально настроенные исламисты. Молодежь не всегда за советом и с вопросами обращается к духовенству, а ищет ответы на свои вопросы среди сверстников либо в Интернете. И не факт, что ответы на эти вопросы будут в русле традиционного суннитского ислама ханафитского мазхаба. – Вы несколько раз упомянули имя имама Абу Ханифы и созданного его учениками ханафитского мазхаба? Чем примечательны учение и взгляды этого человека для нас, казахстанцев? – Из истории мы знаем, что своей популярности ханафитский мазхаб достиг благодаря толерантности и стремлению к свободе мысли, слова, рациональности, отчасти прагматичности. Учение Абу Ханифы с уважением относится к местным традициям народов, исповедующих ислам, а его главные идеи – гуманизм и веротерпимость. Именно эти положительные качества ислама и послужили основой принятия кочевниками-казахами этой религии. Необходимо отметить, что внедрение ислама способствовало укреплению верховной власти правителя-хана и слиянию различных родов и племен в единую этническую общность. Так, согласно мусульманским источникам, к XVI веку подавляющее большинство казахов считали себя мусульманами-суннитами ханафитского мазхаба. Кочевникам импонировал тот факт, что такая вера позволяла сочетать в себе, казалось бы, несочетаемые и несовместимые образы мышления и взгляды. Именно поэтому в обществе продолжали существовать элементы анимизма, шаманизма, поклонения предкам (аруахи), однако все эти элементы, благодаря учению Абу Ханифы, плавно интегрировались в религиозные представления и обряды казахов. – Что мешает нам сейчас следовать этому довольно демократичному виду ислама в Казахстане? – Он у нас и так существует. Достаточно возродить былые взгляды и традиции на существование ислама в обществе на территории Казахстана. Пропагандировать его со страниц книг, газет, с телеэкранов... В этом плане неплохо бы и позаимствовать опыт наших соседей – Республики Таджикистан – которые, пройдя через горнило гражданской войны, развязанной исламистами, осознали необходимость возвращения к ханафитским корням в исламе. К примеру, там законом ограничено посещение мечетей детьми, обучение исламу в определенных странах, разработана тематика проповедей, которые могут вестись в мечетях, среди мусульман, на государственном уровне всячески популяризируется философское наследие Абу Ханифы… СправкаХанафитский мазхаб – одна из четырех ортодоксальных правовых школ в суннитском исламе. Основателем является Абу Ханифа и его ученики Абу Юсуф и Шейх Зуфар. Ханафитский метод вынесения правовых предписаний основан на семи источниках: Коране, Сунне (примеры из жизни пророка Мухаммада), высказываниях сподвижников пророка, кыясе (суждения по аналогии), итихсане (возможность отказа от доводов кыяса в случае, если правильное суждение по аналогии является не совсем целесообразным), иджме (единое мнение богословов по проблеме) и орфе (применение в качестве довода традиционно распространенных мнений в мусульманском обществе). Вопросы задавал Амир ЮСУПОВ |