город Абай kz

 
 
 
 

Зачем я сюда пришел?

Или разговор о таинстве Крещения

Здравствуйте, очень рад видеть вас всех сегодня у нас в храме. Вы, вероятно, все пришли на Крещение? Очень хорошо. Мне хотелось бы предварить совершение таинства небольшой беседой, которая, как я надеюсь, поможет всем глубже понять его значение в жизни христианина.

Наверное, все люди, начиная какое-нибудь важное дело, предварительно ставят вопрос о его целесообразности. Иногда для этого нужен тщательно разработанный проект, в другой раз достаточно планерки, а когда-то мы решаем это чисто автоматически, так, например, если я покупаю в магазине хлеб, то делаю это не ради интереса к процессу торговли или чтобы поддержать отечественного производителя, а просто потому, что хочу есть. Если же кто-то предложит нам затратить усилия или материальные средства без всякой цели, мы, конечно же, отвергнем его с гневом: «Зачем мне это нужно?!»

Так вот и сегодняшнюю беседу я хочу начать этим самым вопросом: «А зачем нужно креститься? Что это нам даст? Какова цель крещения?»

Хочу сразу предупредить вас о тех неправильных суждениях, которые часто раздаются в ответ на этот вопрос. Кое-кто, не задумываясь, говорит: «Здесь все ясно, я крещусь, потому что такова традиция моего народа, мой отец был крещен, дед - крещен, прадед был крещен», - и так до равноапостольного князя Владимира. Но вопрос в том и заключается, почему существует эта традиция, что заставило предков наших креститься, какова была их цель? Но, вообще-то ответ мне этот нравится, и вот почему. Если мы говорим о том, что традиция продолжается, это значит, что речь идет о живой традиции, нужной, если хотите, утилитарной. Приведу пример мертвой традиции. Было когда-то обычным и традиционным носить воду коромыслом, хорошая и добрая традиция, но почему-то она прервалась. Не увидишь сейчас в центре города какую-нибудь румяную девку, несущую сие удобнейшее приспособление. А почему? Все ясно, водопровод упразднил эту традицию доставки воды на дом, она стала не нужна.

Можно привести пример мертвой «духовной» традиции. Лет двадцать назад, когда ребенок шел в школу, его принимали в «октябрята», многие хорошо это помнят. Традиция эта продолжалась не один десяток лет, но вдруг исчезла. Почему? Наверное, деятели перестройки произвели политические репрессии против бедных пионеров, которые принимали детишек в октябрята, а вожатых и учителей за «октябризм» расстреливали и ссылали в Карлаг? Нет, этого не было! Но почему тогда эта традиция исчезла? Да просто потому, что не имела никакой внутренней силы, никакой онтологической цели, но насаждалась сверху правящей идеологией. И как только давление прекратилось, эта «традиция» благополучно исчезла. А вот с Крещением, и вообще с нашей верой, все было наоборот: три четверти века из народа стремились вытравить, выбить память о Боге, о крещении; архиереев, священников, монахов, просто верующих людей истребляли, мучили, ссылали, дважды за советскую историю «вожди народа» обещали показать последнего попа на Руси, но, нет, не удалось. Сгинула КПСС и иже с нею, и вы сегодня пришли в храм, чтобы покреститься и окрестить своих детей. Это признак живой традиции. А посему и ответ на вопрос о цели Крещения объяснит причину такой «живучести» Православия.

Следующее мнение относительно цели Крещения следующее: «Крестимся мы, чтобы получить защиту от Бога, которая будет проявлять себя разнообразно: и ребенок болеть не будет, и беды нас обойдут стороной, да и счастья в жизни прибавится», - и тому подобное. Нелогичность такого ответа очевидна. Не знаю, проводились или нет статистические изыскания, чтобы определить чьи дети чаще болеют - буддистские или христианские, но, думаю, примерно поровну. Ну а если бы я начал сейчас вам рассказывать о том, что после Крещения вы сразу избавитесь от всех жизненных проблем, у вас никогда не будет бед и напастей, а деньги в кошельке будут сами собой умножаться каждое воскресенье, то, наверное, и самые маленькие мои слушатели вряд ли бы мне поверили. К сожалению, и крещенные, равно, как и некрещенные, могут быть подвержены на Земле разного рода страданиям.

Бывают и другие мнения, утверждающие, что Крещение необходимо, чтобы «быть ближе к Богу», «посвятить себя (своего ребенка) Богу», «получить Ангела Хранителя», «чтобы вера была» и т.д. Но они не отвечают на поставленный вопрос, так как сами по себе не понятны, например, что дает нам «получение Ангела Хранителя», от чего он хранит, если от бед и несчастий, то смотри выше.

Таким образом, часто мы с нашими крещающимися, а также крестными и родителями заходим в тупик, не зная, как разрешить эту богословскую задачу: зачем же нужно креститься? Многие думают, что ответить на это можно лишь хорошо разбираясь в тонкостях православного вероучения, а так как годы атеизма сделали свое разрушительное дело, и Закону Божию в советской школе не учили, то и задавать такие вопросы некорректно. Приходится идти на уступки, и предложить слушателям следующий наводящий вопрос, не требующий особой богословской подготовки: «А зачем живет человек? В чем смысл жизни?» Кто-то, правда, обижается, что мы, мол, на философский кружок пришли записываться? Но узнать, зачем нужно нам крещение, мы сможем лишь тогда, когда ответим на этот, конечно, непростой вопрос.

И вот удивительная странность, оказывается, что мы обо всем знаем гораздо больше, чем о самих себе. Спроси: «Зачем на дворе лает собака?» Ответ: «Дом сторожит». «Зачем в сарае мычит корова?» - «Молоко нам дает», «А к чему рядом с ней блеет баран?» Тоже ясно: «Вот, кончится пост и узнаешь!» Ну, в общем, на все есть ответ. А зачем живет человек? В ответ слышится нечто странное: «Продолжать свой род!» Простите, а что баран свой род не продолжает? Он еще и нас кормит, а человек, преспокойно поедая рагу из баранины, беспощадно уничтожая ресурсы земли, только продолжает свой род? Так значит, человечество просто жалкий паразит на теле планеты, к тому же приведший ее к экологической катастрофе? Что хорошего сделало человечество для природы? Ничего! А наши потомки, наш род, разве они сохранят память о нас? Мы сами много помним о славных делах наших прадедов? Увы, даже имен их не знаем. А уж о более дальних предках и говорить не приходится.

«Да нет же! - слышится восклицание,- человек должен оставить о себе добрый след на земле, мы живем, чтобы творить добро!» «Добро» очень хорошее слово, оно многозначно и многофункционально, но что же оно определяет? Кто решает: то, что я делаю - это добро или зло? Так можно очень далеко зайти. К примеру, если у меня на даче всю картошку выкопали, так это, несомненно, зло, а когда мне удалось незаметно у соседа огурцов надергать, так это совсем наоборот, тем более, что сосед этот вредный и уж очень мне не нравится, так потому и сам виноват.

Тем более, перед лицом смерти, чего уж таить - все мы когда-то умрем, так что надо спешить насладиться вволю, какие уж там моральные принципы: пей, веселись, не думай о плохом. Представим себе двух идеальных делателей добра и зла. Злодей, понятно, живет только для себя. У него нет друзей, семьи, он предал родных и близких. На пути к достижению приятного в жизни он отбросил любовь, дружбу, сострадание. Ему хорошо прожигать жизнь, тратя ее на удовлетворение своих страстей. Добрый человек дышит добром. Он хороший семьянин, растит кучу детей, чтобы прокормить их, честно работает на трех работах, да еще помогает по хозяйству жене (!), кроме того, сажает два огорода (урожая, правда, не видит, так как наш злодей помогает его убрать). Он добр со всеми, бескорыстно помогает старушке соседке и т. д., и т.п. И вот, представим себе, что они оба точно узнают, что завтра им настало время умирать. Тут злодей обращается к доброму человеку: «Друг, ну и зачем тебе было нужно твое добро? Ты всю жизнь ухлопал на других, не смог насладиться жизнью, ну и что? Завтра мы оба приобретем законные два метра земли, и ты, и я. Неужели ты думаешь, что тебе будет мягче лежать? Глупец! Те, кому ты так старался помочь всю твою жизнь, умрут послезавтра, и память о тебе, и о твоих добрых делах, даже самое имя твое исчезнут вместе с ними, а обо мне будут помнить долго, так как человечество долго помнит имена всех известных злодеев!»

И вот тут мне, наконец, говорят: «Стоп! А как же ответ перед Богом? Каждый человек будет стоять перед Ним и отвечать за все свои дела!» Видите, как бывает, мы с вами уже долго говорим, а самое главное обходим стороной. Совершенно верно! Только то что Бог определил как добро и зло - есть по существу таковое. Ф.М.Достоевский очень хорошо это выразил словами: «Если Бога нет, то все дозволено». Совершенно все, так как нет ответственности ни за что. Но Бог есть! Он создал мир и человека (для нас, православных, это аксиома) и открыл знание о Себе человечеству. Мы живем одну жизнь на земле, цель и смысл которой - обожение через исполнение заповедей Божиих. Слышите, «не родить сына, построить дом, посадить дерево», а через исполнение заповедей Божиих стать наследником Жизни Вечной. А причем здесь Таинство Крещения? Так оно и есть заповедь Божия! Говорит Господь: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». (От Иоанна 3:5).

А теперь давайте поразмыслим: достаточно ли человеку только креститься, для того, чтобы наследовать Царство Божие? Иногда я задаю детям такие вопросы: «Если человек делает гимнастику один раз в год, может ли он называться спортсменом? Или, если я, учась еще в первом классе, два месяца ходил на плавание, могу ли я сейчас назвать себя чемпионом международного класса?» Ответ получаю всегда отрицательный. Так вот что у меня вызывает недоумение. Почему же тогда человек, которого крестили крестные и родители еще в младенчестве, и который после того ни разу не перешагнул порог Церкви, продолжает считать себя православным человеком, да еще и благочестивей других? Это же невозможно! Аналогия со спортом здесь уместна. Если только тот человек, который ведет спортивный образ жизни может называться спортсменом, так и христианин - это человек, живущий по-христиански, т.е. исполняющий заповеди. Не одну, или две, а все содержащиеся в Евангелии. В последнее время все чаще можно услышать мнения, что исполнить заповеди невозможно из-за их «невероятной» трудности. Многие всерьез считают, что выше сил человеческих сохранять верность жене или бросить курить. Иногда утешают себя сентенцией, мол, «Бог простит». Конечно, упование на милосердие Божие дело хорошее, но в том случае, когда человек сам не прилагает усилий к своему спасению, вряд ли оно поможет. Все дело в том, что заповеди не какие-то барьеры, которые человек должен преодолеть и за это получить награду, а вспомогательные средства, с помощью которых человек сможет войти в Царство Небесное. Иначе говоря, заповеди - это ступени, ведущие в рай. Если человек отказывается от них, то он отвергает и саму возможность попасть туда.

Попробуем представить себе это на каком-нибудь простом примере. Допустим, я собрался попасть из моей родной Караганды в город Москву, что мне для этого нужно сделать? Я не экстремал, и поэтому думаю добраться туда с помощью обычных средств, скажем, на поезде. Мне для этого нужно: а) быть легальным человеком, т.е. иметь документ, удостоверяющий мою личность, б) деньги, в) на эти деньги купить билет, г) имея билет в кармане и завтракая у себя дома на кухне в момент отправления поезда, я в Москву не попаду, значит, нужно сесть в поезд и, наконец, д) не выйти где-нибудь в Кокчетаве, но доехать до Казанского вокзала и только там покинуть поезд. Могу ли я попасть в Москву не выполнив хотя бы одного из этих условий? Нет! Я, конечно, не беру во внимание возможность доехать «зайцем» или «пешком по шпалам», не об этом сейчас речь. Так и достичь главной и окончательной цели крещения можно только исполнив всю полноту заповедей, как «приятных», так и «неприятных».

Но у нас часто предпочитают ограничиваться Крещением, все остальное считается неважным. Из всего вышесказанного такой взгляд на вещи может показаться странным. Ведь никто, заложив фундамент, не говорит, что он построил дом или, выучив таблицу умножения, становится великим математиком. Но современный человек опять находит для себя оправдание: «Видите ли, - говорит он, - я верю в Бога в душе». Эта фраза сейчас очень популярна, редко кто ее не произносил. А что такое вера в душе? Не является ли это выражение абсурдным? Скорее всего, именно так, рассмотрим на простых примерах. Можно ли насытить свой голод, если поесть «в душе»? Вот, я съел в душе две тарелки борща и очень сыт. Абсурд? Конечно! Или другой пример. Муж говорит жене, что очень ее любит «в душе», а сам ей не отдает зарплату, изменяет, пьет, бьет ее и т.д. Поверит ли она его словам? Скорее всего, нет, потому что любовь обязательно должна иметь внешнее выражение.

То же самое касается веры, апостол Иаков говорит: «Вера без дел мертва» (Иакова 2:26). Он же говорит, что «бесы веруют, и трепещут»(2,19), но эта вера и трепет не делают бесов благочестивыми, и, конечно, эта вера не спасет их от вечного мучения. Поэтому «вера в душе» - это отсутствие веры. Настоящая же вера обязательно должна иметь свое внешнее выражение в христианской жизни. Мы сегодня не будем говорить о сокровенной жизни христиан, об их духовном, внутреннем делании, скажем только о некоторых обязательных для всех внешних признаках христианской жизни.

Первое и главное христианское делание - это молитва. Она не есть некий магический набор слов, который нужно произносить в нужном месте в определенной позе. Молитва - это мое личное обращение к Богу - Личности, это беседа лицом к лицу. Православный человек постоянно должен обращаться к Богу. Отсутствие такого обращения говорит о многом. В каком случае нам приятен собеседник? Только тогда, когда мы его любим. С другом, приятным тебе человеком, любо-дорого поговорить, час пролетает, как мгновенье, а ты еще и не наговорился. Другая ситуация: идешь по улице, а тебе навстречу, вот незадача, тот, кто тебе, мягко говоря, не нравится, сразу ищешь повод перейти на другую сторону улицы, а если не удалось, и тот человек вдруг посмел с тобой поздороваться, так буркнешь что-то ему в ответ и скорее прочь! Так вот, подобная этическая ситуация возникает и при отношении человека к Богу, если я имею к Нему любовь, то стремлюсь к беседе (молитве) с Ним. Если же молитва вообще отсутствует в моей жизни - вывод напрашивается сам собой. Как должен молиться православный человек: утром и вечером специальные молитвенные правила по молитвослову (так называется сборник православных молитв), перед едой и после - это является обязательным минимумом.

Второе, православный христианин молится не только дома, но и в Церкви. Одна из заповедей Божиих звучит так: «Шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему». То есть, один день в неделю мы, согласно этой заповеди обязаны отдать Богу. В эпоху Нового Завета субботу заменило Воскресенье, священный праздник для всех христиан. В это день мы должны быть в Церкви на богослужении.

Третье, православный христианин различает календарь праздников и постов. Вот, сейчас идет Рождественский пост, но если поинтересоваться меню ваших праздничных столов, устроенных ради Крестин, то, скорее всего, оно не будет соответствовать уставу о постах нашей Церкви. А почему? Нет привычки поститься! То же касается праздников. Недавно появились западные праздники типа Хэллоуина или дня святого Валентина, и все их празднуют, даже открытки соответствующие в магазинах продаются. А вот, например, есть такой праздник - Сретение, один из двенадцати великих, празднуемых Церковью на протяжении 2000 лет, и почти никто не знает его смысла и содержания. Здесь опять важен не только духовный, но и этический момент. Чей день рожденья я не помню, чьи семейные праздники мне безразличны? Наверное, только тех, кто мне безразличен. Так что и здесь можно провести печальные аналогии.

И последнее, четвертое. Христианин участвует в таинственной жизни Церкви, т.е. воспринимает Божественную благодать, преподаваемую через Таинства. Первое Таинство, вводящее человека в Церковь - Крещение, о нем говорилось выше, но есть и другие, не менее важные Таинства, необходимые для спасения. Наиважнейшие из них - это исповедь и Таинство Святого Причащения или Евхаристия. Есть древние правила, согласно которым человек, не причащавшийся год, отлучается от Церкви. То есть возвращается в то же безблагодатное состояние, в котором он был до крещения. Протестанты часто задают вопрос, зачем мы крестим детей. Ответ один: чтобы как можно раньше начать причащать их Тела и Крови Христовых. Младенец не способен воспринимать догматы веры, он не может читать Священное Писание или стоять на службе, но благодать, даруемую Богом в Таинстве Святого Причащения, он воспринимает. И это благодать хранит и воспитывает маленького человека. И, действительно, непонятно, зачем крестить малыша, если не собираешься его причащать.

И в заключение, еще один вопрос. Как-то однажды один человек, совсем замученный моими вопросами о смысле крещения, в сердцах воскликнул: «Да что вы пристали, крестимся на всякий случай, ведь хуже не будет!» Вот тут я ставлю знак вопроса и формулирую «страшный» вопрос: может ли быть «хуже» от крещения? Рассмотрим эту проблему с нравственной стороны, если я никому не давал ни в чем обещания, то я свободен от ответственности. Собрался человек дрова рубить и думает: «Вот пришел бы батюшка помочь, так мы бы вдвое быстрей управились». А батюшка тем временем дома сидит, чай пьет, и знать не знает ничего о дровах. И если не придет помочь, то человек тот не вправе обижаться. А вот если батюшка сказал кому-то, что придет вечером, поможет дров нарубить, да не пришел, тут совсем другое дело, потом еще раз пообещал и опять не пришел, и еще, и еще, тут совсем и дружбе конец. Скажет человек: «С этим попом лучше дело не иметь, он слова не держит, ненадежный», - и будет прав. Библия говорит, что Крещение есть «обещание Богу доброй совести» (1-е Петра 3:21), то есть верности жизни по Евангелию, и сегодня мы будем произносить трижды и трижды подтверждать клятву верности Христу. И если потом, выйдя из Церкви сразу, не задумываясь, нарушим ее, станем клятвопреступниками, а это один из самых страшных грехов. Так что сами делайте вывод, стоит ли искушать Бога, произносить священные слова, заведомо противясь им, не является ли это пилением сука, на котором сидишь? Не логичнее ли для разумного человека, сказав А, сказать и Б, не лучше ли, начав доброе дело, благоразумно продолжить его? Сегодня вы совершите этот первый свой шаг к Богу, через Таинство Крещения войдете в Церковь, и мне только остаётся от всей души пожелать вам на всю жизнь остаться в ней. У каждого человека есть альтернатива быть с Богом или без Него, здесь и в вечности. Мы, православные, выбираем первое, потому что в Нем «жизнь и дыхание и всё». (Деяния 17:25)

Священник Александр Угольков

 

 

 

 

 

 

 

Разработка и Web-дизайн администратора сайта города Абай - Владимира М.

Информационная поддержка священника православной церкви гор.Абай - Александра Уголькова